«Речевое развитие детей»

 

        Консультации по речевому развитию детей

        Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.    

 

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я    № 1

Рекомендации родителям по развитию

речи детей второго года жизни

Развитие речи от 1 до 2 лет.

  Второй год характеризуется активным пополнением пассивного словаря. Ребенок понимает практически всю обращенную к нему речь. А вот активный словарный запас пока запаздывает, что часто вызывает волнение родителей. Они находят усредненные данные, что в год ребенок должен произносить порядка 10 слов. Некоторые ровесники имеют в арсенале уже около 15 слов, а у их малыша еле-еле можно наскрести 5.

    На протяжении всего второго года жизни такая разница в количественном накоплении активного словаря разными детьми может быть очень велика. К концу второго года жизни норме соответствует, как использование 100 слов, так и 300.В это же время малыш, как правило, овладевает новой речевой структурой – фразой. Она пока короткая и грамматически не оформленная, состоит из 2-х , 3-х слов: Хочу есть, Идем гулять, Мама дай мяч…

   На этом этапе освоения речи не стоит обращать внимание на неправильное звукопроизношение. Ребенок еще не в состоянии в полной мере управлять движениями языка и губ. Смазанное звуковое оформление слов в этом возрасте обусловлено недостаточным уровнем физиологического развития, что можно наблюдать и в неточной координации движений общей и мелкой моторики. В течение второго года жизни в речи детей появляется в правильном произнесении примерно половина звуков русского языка. Так к 1,5 годам ребенок четко произносит гласные звуки А, О, У, И, Э и согласные Б, П, М, Й, К, Г. Из гласных отсутствует Ы.

  В 2 года в речи детей преобладают мягкие звуки, они произносятся на своих местах и служат заменителями твердых согласных звуков. Например: «сянки» («санки»), «сяпка» («шапка»), «ясик» («ящик»), «зяйка» («зайка»), «зюк» («жук»), «тяпки» («тапки»), «тяй» («чай»), «люк» («лук»), «ляк» («рак»), «лепка» («репка»). Возрастной нормой является опускание сонорных звуков: «ыба» («рыба»), «пахая» («плохая»), «тамвай» («трамвай»). Из твердых начинают произноситься  звуки: В, Ф, Х, а у части детей и звуки: Т, Д, Н. Но произношение даже имеющихся в речи звуков неустойчивое, ребенок может произносить одно и то же слово по-разному, заменяя трудный звук то одним, то другим заменителем или правильно употребляя звук.

     Нарушена слоговая структура многосложных слов (упрощение структуры слова путем опускания слогов из середины слова, пропуска окончаний). Поэтому в речи детей появляются слова: «клудась» («карандаш»), «пимаю» («понимаю»). У части детей тихий, слабый голос.

Таким образом, к двум годам ваш ребенок:

  • обладает запасом в 200-400 слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия
  • пользуется в речи двух-, трехсловными словосочетаниями и предложениями, но речь аграмматична
  • любит, когда ему читают, и рассматривает иллюстрации
  • называет предметы, изображённые на картинках
  • пользуется словами “да”, “нет”, “еще”
  • выражает просьбу словами, а не только жестами
  • использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями)
  • согласует предмет и действие (“машина едет”, “я хочу”)
  • характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка

(этап физиологического косноязычия).

 

   Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка.

Для этого необходимо:

  1. Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.
  2. Вести «параллельный разговор» – «ритуал называния», когда ребенок смотрит на предмет.
  3. Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.
  4. Использовать прием дополнения детского высказывания.
  5. Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончание действия.
  6. Использовать прием «лесов»: взрослый начинает – ребенок продолжает.
  7. Петь песенки.
  8. Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.
  9. Нужно ли «сюсюкать»? Всему свое время. В раннем возрасте такой язык просто необходим ребенку, обучает его формам слов, которые ему доступны.
  10. Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.
  11. Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребёнка и прямым образом влияет на речь. Научите малыша рисовать пальчиками. Осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите… Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока- белобока».

В каких случаях стоит проявить беспокойство по поводу возможных нарушений речи ребенка:

  • У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба.
  • К 1,5 – 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.
  • Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.
  • Ребенок не использует в общении мимику и жесты.
  • Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.
  • У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для

общения даже с самыми близкими людьми.

  • В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки. Запинки, повторы

слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.

  • Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.

            Необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были

– тяжелые роды,

– асфиксия,

– родовспоможение,

– тяжелое протекание беременности.

 

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я    № 2

Рекомендации родителям по развитию речи

детей третьего года жизни

Развитие речи от 2 до 3 лет.

Этот возрастной период становится наиболее показательным в плане разрыва уровня речевого развития одних детей от других. В кругу ровесников могут быть очень хорошо говорящие малыши (их речь отличается от речи взрослого лишь тематикой и немного неточным – смягченным звуковым оформлением). Наравне с ними другая категория детей, говорящих короткими аграмматичными фразами, выглядит весьма уныло. Это ощутимое несоответствие детей одного возраста одному уровню речевого развития и порождает массу волнений и вопросов.

Когда же родителям стоит начинать бить тревогу? Где провести этот условный раздел низкой возрастной нормы от отставания в речевом развитии?

Конечно, этот вопрос может решить только специалист. Родителям не нужно брать на свои плечи решение такой тонкой и сложной задачи. Все очень индивидуально и диагноз должен быть поставлен профессионалом в соответствии со всеми аспектами развития конкретного ребенка.

Я настоятельно рекомендую родителям: если вашему малышу исполнилось 2.5 года, а он до сих пор не овладел фразовой речью – не тяните, идите к логопеду!

Что стоит понимать под фразовой речью? Это не обязательно употребление ребенком правильных развернутых предложений. Главное, чтобы к этому возрасту, он пользовался не однословными высказываниями, а умел соединять хотя бы по 2-3 слова. Пусть эти слова будут иметь неправильное звуковое оформление, в этом нет ничего страшного и все оправданно физиологией.

Многие родители заблуждаются по поводу того, что в функцию логопеда входит только обучение ребенка правильному произношению, а это может подождать до 5-ти лет. Коррекция нарушений звукопроизношения это лишь вершина айсберга в работе логопеда, наряду с такими важными сторонами речевого развития, как расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха. Не правильно думать, что до 5-ти лет нет необходимости в обращении к логопеду. В возрасте от 2 до 3 лет закладывается основной фундамент речевого развития, и если вовремя не обратить внимания на отставание, то проблема будет только усугубляться. И к пяти годам достигнет такой степени запущенности, что преодолеть ее к школе не хватит времени.

В период жизни с 2 до 3 лет совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Имея недостатки в произношении, малыши тем не менее замечают ошибки у своих сверстников и нередко поправляют их. А. Н. Гвоздев приводит такой пример: мальчик произнес слово «пароход» как «похотп», другой поправил его — «паахот», третий дал свой образец: «палахотп». Это говорит о том, что слуховое восприятие трехлетними детьми речевых звуков более совершенно, чем их речедвигательные умения.

Дети этого возраста начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка — кошка — мошка), ориентируясь не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, они уже стремятся к точному его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами, сложными по слоговой структуре (состоящими из трех и более слогов).

В этом возрасте малыши нередко сами придумывают слова: это указывает на то, что они начинают осознавать их звуковую сторону («мазелин» вместо «вазелин», «мокресс» вместо «компресс», «копатки» вместо «лопатки»). Таких примеров очень много приводит К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти».

На третьем году жизни дети усваивают многие звуки, учатся говорить достаточно громко и ясно. Однако звуковая сторона их речи продолжает оставаться несовершенной: дети не произносят ряд звуков и часто заменяют их более легкими для произношения. Некоторые дети к 3 годам начинают произносить все звуки чисто, у большинства могут отсутствовать шипящие Ш, Ж, Ч, Щ, которые заменяются свистящими звуками (С,З,Ц) и звуком Ть, а также отсутствовать Р, Рь, Л. Они могут совсем опускаться или заменяться на Ль или Й. нормой для детей этого возраста будет дифференцированное произнесение твердых и мягких звуков Т, Д, Н,  К, Г, Х, В, Ф, С, З. Если ребенок к 3 годам не имеет в речи твердых звуков Т, Д, Н, С, З, можно говорить о некоторой задержке в развитии его звукопроизношения. Надо сказать, что количество правильно произносимых ребенком звуков стоит в тесной связи с запасом активно используемых слов. Дети с большим запасом слов больше упражняются в произнесении звуков, у них совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух, и  в результате таких тренировок звуки приходят в норму.

Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши часто говорят тихо (или, наоборот, крикливо), не умеют понижать голос до шепота, когда этого требует обстановка.

В связи с тем, что дети уже строят фразы из 3-4 и более слов, отвечают на вопросы, рассказывают об увиденном и услышанном.В этом возрасте формируется потребность в общении со сверстниками.

Таким образом, к трем годам ваш малыш:

  • часто задает вам вопросы
  • говоря, высказывает свои впечатления, мысли
  • договаривает звуки, слоги, слова при чтении
  • имеет словарный запас 1000-1500 слов
  • понимает значение простых предлогов и множественного числа

 

  • знает время суток
  • называет два цвета
  • в основном правильно произносят все звуки, кроме шипящих и сонорных Л, Р
  • почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего ребенка.

 

         Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка.Для этого необходимо:

  1. Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.
  2. Вести «параллельный разговор» – «ритуал называния», когда ребенок смотрит на

предмет.

  1. Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.
  2. Использовать прием дополнения детского высказывания.
  3. Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончание действия.
  4. Использовать прием «лесов»: взрослый начинает – ребенок продолжает.
  5. Петь песенки.
  6. Не перегружать ребенка чересчур сложнымисловами и фразами. Говорить с ним

на доступном уровне.

  1. Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.
  2. Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребёнка и прямым образом влияет на речь. Научите малыша рисовать пальчиками. Осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите… Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока- белобока».

        В каких случаях стоит проявить беспокойство по поводу возможных нарушений речи ребенка:

  • У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба.
  • К 1,5 – 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.
  • Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.
  • Ребенок не использует в общении мимику и жесты.
  • Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.
  • У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для

общения даже с самыми близкими людьми.

  • В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки. Запинки, повторы

слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.

  • Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.

            Необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были

– тяжелые роды,

– асфиксия,

– родовспоможение,

– тяжелое протекание беременности.

 

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я    № 3

Рекомендации родителям по развитию речи

детей четвертого года жизни

Развитие речи от 3 до 4 лет

          Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако в общем речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства.

            На 4 году дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от самого ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами.

          В этом возрасте у дошкольников происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата. Малыши начинают правильно произносить многие звуки родного языка, слова со стечением двух-трех согласных.В связи с укреплением мышц языка (кончика и средней его части) согласные звуки смягчаются реже («санки» вместо «сянки»).

          Как правило, большинство детей неверно произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими свистящими: [ш] на [с] (вместо «шапка» — «сапка»), [ж] на [з] («жук» — «зук»), [ч] на [ц] («чайник» — «цайник»), [щ] на [с’] («щетка» — «сетка»); сонорные согласные [р], [р’], [л] заменяют звуком [л’], реже [й]: «либа», «йыба» вместо «рыба», «лепа» вместо «репа», «ляпата», «йапата» вместо «лопата». Может быть и обратная замена, когда вновь появившиеся звуки вытесняют те, которые раньше ребенок произносил правильно, например, вместо [с], [з] — [ш], [ж] «(шумка» вместо «сумка»).

В сложных словах дети нередко пропускают или переставляют отдельные звуки, слоги, например, слово «температура» — «тематура», «вертушка» — «левтуска».

Еще не все дети обладают способностью управлять своим голосовым аппаратом, то есть в зависимости от содержания высказывания менять громкость, высоту голоса, темп речи.

В этом возрасте совершенствуется речевой слух. Несмотря на то, что дошкольники еще не могут правильно произносить отдельные звуки, большинство из них подмечают ошибки звукового оформления в речи своих сверстников. Малыши понимают, что слово может звучать правильно или неправильно, но не в состоянии указать, какой звук произнесен неверно.

Дети четвертого года жизни свои высказывания строят уже из нескольких фраз, связанных единым содержанием, пользуются простыми предложениями, состоящими из 4-5  слов, но еще не могут самостоятельно рассказать о событиях, которые они видели. В их высказываниях нет той развернутости, которая характерна для связной речи. Малыши говорят короткими предложениями, не всегда соблюдая последовательность в изложении события.

            Словарный запас достигает приблизительно 2000 слов. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, но и других частей речи. Обогащается словарь за счет наречий, числительных, личных и притяжательных местоимений.

Таким образом, к четырем годам ваш малыш:

  • владеет словарем примерно в 2000 слов
  • начинает употреблять сложные предложения
  • говорит предложениями из 4-5 слов
  • задает много вопросов, используя слова “кто?», “почему”
  • использует выражения типа: “я думаю, что…”, “я надеюсь, что…”
  • правильно употребляет глаголы в прошедшем времени
  • правильно произносит звуки П, Б, Т, Д, Ф, В, К, Г, X, М, Н,С, 3, Ц, у некоторых детей появляются шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, с появлением этих звуков наблюдается смешение свистящих и шипящих звуков, отсутствуют соноры: Л, Р, Рь.
  • В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи, появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

            Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка.Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

      Советы родителям:

  1. Не искажайте слова, говорите правильно и отчётливо. Речь ребёнка развивается путём подражания речи близких людей. Вот почему ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.
  2. Разговаривайте с ребёнком как можно чаще. Будьте внимательны, общайтесь на равных, уточняйте детали. Например, каждый вечер обсуждайте, как прошёл день, что нового в садике, просите малыша высказать своё мнение.
  3. Ошибки в речи ребёнка исправляйте мягко, но настойчиво. Не ругайте его.
  4. Объясняйте ребёнку значение новых слов, вводимых в его лексикон. Подкрепляйте объяснения наглядными примерами: картинками, видеозаписями.
  5. Побуждайте к развёрнутым высказываниям. Не стремитесь по одному слову угадать, что хочет донести до вас ваше чадо, не подхватывайте фразу. Напротив, постарайтесь «вытянуть» фразу из малыша: «Что ты сказал? Какое ты хочешь яблоко? Где лежит твоя игрушка?»
  6. Читайте детские книжки, стихи, потешки. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка, особенности его восприятия и эмоциональное состояние.
  7. Пойте песни.
  8. Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребёнка и прямым образом влияет на речь.Если пальчики у ребенка напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и ребенок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это «неговорящие» или плохо говорящие дети.С раннего возраста нужна свобода действий, т.к. движения сопутствуют развитию речи. Научите малыша рисовать пальчиками. Осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите… Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока- белобока».Полезны прокатывание шаров, мячей, обрывание бумаги для развития ловкости рук.Можно предложить детям:
  • застежки;
  • шнуровки;
  • мозаику;
  • мелкий конструктор;
  • пластилин;
  • обводки;
  • раскраски;
  • перебирание круп;
  • нанизывание бус, пуговиц на нитку и др.
  1. Развивайте длительный плавный выдох, так как от силы и направленности воздушной струи зависит произношение многих звуков.Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным, можно предложить ему дуть на вертушку (флюгер), надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики, бумажные кораблики, плавающие по воде, или сдувать снежинки, листочки с ладошки.

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я    № 4

Рекомендации родителям по развитию речи

детей пятого года жизни

Развитие речи от 4 до 5 лет

               На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразнее, точнее и богаче по содержанию.

               Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов) создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать свои мысли. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул»-«царапнул»). В их речи все чаще появляются прилагательные, которыми они  пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные- голубой, темный, оранжевый), начинает появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-за, из-под, около), появляются собирательные существительные (посуда, мебель и др.), однако употребляет их ребенок еще очень редко.

               Свои высказывания ребенок четырех лет строит из 2-х – 3-х и более простых распространенных предложений, все чаще использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

               Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо «хотят»), не согласовывают слова (глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде, допускают нарушения в структуре предложений).

               В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они правильно усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказывать текст прочитанной сказки, рассказа.

               На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать на заданный звук слова.

               Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому.

               У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

– исчезает смягченное произношение согласных,

– многие звуки произносятся более правильно и четко,

– исчезает замена шипящих звуков: Ш, Ж, Ч, Щ свистящими: С, З, Ц,

– исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками Т, Д.

               Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят все звуки, в том числе сложные звуки Л, Р, РЬ, шипящие Ш, Ж, Ч, Щ, отчетливо произносят многосложные слова, сохраняя слоговую структуру. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение определенных групп звуков, особенно в трудных многосложных словах (например: свистящих и шипящих- в одних словах звук произносится правильно, в других – неверно). Слова, насыщенные близкими по артикуляции звуками, выговаривают с ошибками («раборатория»вместо «лаборатория», «саше» вместо «шоссе»). Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении.

               Если у ребенка к концу 5 года жизни наблюдается искаженное произношение свистящих звуков С, З, Ц (с просовыванием кончика языка между зубами- межзубные), звук Р произносится не за счет колебания кончика языка, а в результате дрожания мягкого неба или маленького язычка («французское произношение»), звук Л произносится как В, то такие дети нуждаются в специальной логопедической помощи. Данные искажения не являются возрастными, сами по себе не исчезнут. Таким детям поможет логопед, который используя индивидуальный подход и помощь родителей, научит ребенка правильно произносить звуки, различать и правильно употреблять сходные звуки.

Таким образом, к пяти годам ваш малыш:

* Обладает словарным запасом около 3000 слов.

* Знает свой адрес.

* Пользуется предложениями из 5-6 слов.

* Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными («Мама мыла посуда, а я рисовал домик»,   «Мы с мамой не гуляли, потому что шел дождик»)

* Умеет пересказывать короткие рассказы и сказки.

* Определяет право-лево у себя, но не у других.

* Знает простые антонимы («большой-маленький», «твердый-мягкий»).

* Пользуется прошедшим, настоящим, будущим временем.

* Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны («Это мячик, им играют, его кидают, пинают, он из резины-резиновый»).

* Звукопроизношение обычно полностью сформировано.

* Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.

       Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка.Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

      Советы родителям:

  1. Гуляйте с ребенком по городу, ходите на экскурсии. Источник расширения кругозора ребенка, развития его представлений о мире – наблюдения. Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным. Учитывайте реальные познавательные интересы детей! Мальчиков, например, скорее будут интересовать устройства автомобиля, чем домашнее хозяйство.
  2. Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми.С четырех лет кругозор ребенка расширяется не только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, но и через рассказ. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу. Благодаря Вашим рассказам, просмотру познавательных телепередач ребенок отрывается от мира «здесь и сейчас». Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей.
  3. Читайте и рассказывайте детям сказки. В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие действующие лица. Не спешите показывать иллюстрации. Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.
  4. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. Четырехлетние дети обожают путешествия и приключения. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и пикники. Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники, красивые уголки природы. Выходите к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите экскурсии на стройку, в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту.
  5. Развивайте мелкую моторику– она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребёнка и прямым образом влияет на речь.Если пальчики у ребенка напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и ребенок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это «неговорящие» или плохо говорящие дети.С раннего возраста нужна свобода действий, т.к. движения сопутствуют развитию речи. Научите ребенка рисовать пальчиками. Полезны прокатывание шаров, мячей, обрывание бумаги для развития ловкости рук. Можно предложить детям:
  • застежки;
  • шнуровки;
  • мозаику;
  • мелкий конструктор;
  • пластилин;
  • обводки;
  • раскраски;
  • перебирание круп;
  • нанизывание бус, пуговиц на нитку и др.

Полезны и пальчиковые игры, которые

– благотворно влияют на исправление речи детей;

– совершенствуют память, внимание, мышление;

– готовят руку к письму.

  1. Развивайте длительный плавный выдох, так как от силы и направленности воздушной струи зависит произношение многих звуков.Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным, можно предложить ему дуть на вертушку (флюгер), надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики, бумажные кораблики, плавающие по воде, или сдувать снежинки, листочки с ладошки.

 

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я    № 5

 Использование пальчиковых игр

в развитии речи детей

     У детей при ряде речевых нарушений отмечается  выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

     Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.(М.М.Кольцова).

     Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина)

     М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

     Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там,где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеенся отставание, задержка развития моторной стороны речи.Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

      Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фальги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

       Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцен рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной ручки в другую карандаши, пуговки, спички. В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

       Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.         

                         Сорока белобока

                         Кашу варила,

                         Детишек кормила

                         Этому дала,

                         Этому дала,

                         Этому дала.

     При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем поочередно загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

      Можно использовать следующие стишки:

                          Этот пальчик- папочка,

                          Этот пальчик- мамочка,

                          Этот пальчик-я.

      Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

                          Этот пальчик хочет спать.

                          Этот пальчик лег в кровать!

                          Этот пальчик прикорнул.

                          Этот пальчик уж заснул.

                          Встали пальчики. Ура!

                          В детский сад идти пора.

 Читая это стихотворение, сгибаем пальцы начиная с большого.

 Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе демонстрируют  «Пальчики здороваются»- кончик большого пальца правой руки поочередно  касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

        Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма.

       Для развития моторики можно использовать различные задания, например: работа с пальчиками, работа со счетными палочками, спичками.

       Подбирают фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, как и левой рукой.

        Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кистей и пальцев рук.

       Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись  ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

        Позднее можно предложить задания со стихотворным сопровождением, при выполнении которых используют счетные палочки. Вначале знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки  сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.  

  Овладение детьми пальчиковых игр поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т.е. развитию ребёнка.  

                                                                          Учитель-логопед  Щербак Л.В.

 

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я    № 6

Как хорошо уметь читать!

     Сейчас всё больше старших дошкольников ещё до поступления в первый класс умеют читать. Но некоторые родители замечают, что их ребёнок, который поначалу с большим желанием пытался читать, вдруг начинает упорно отказываться от этого занятия или выполняет с большой неохотой. А некоторым будущим школьникам навык чтения никак не даётся. Как помочь ребёнку легко научиться читать и затем не отбить у него охоту?
    Прежде всего, взрослые должны учитывать готовность маленького ученика к овладению навыком чтения. Готовность можно определить по следующим признакам:
1. Ребёнок активно интересуется буквами, старается их запомнить, ему интересно искать и находить знакомые буквы в текстах книг, во всевозможных надписях на улице;
2. Ребёнок начинает внимательно вслушиваться в звучащие слова. Выделять отдельные звуки в них, соотносить их с буквами;
3. Ребёнок пытается самостоятельно писать.
    Но даже если ребёнок и готов к чтению, то ему всё равно требуется помощь взрослого.
     Подготовка к чтению начинается с развития фонематического слуха, с умения слышать и выделять гласные и согласные звуки в слове. Именно к пяти годам созревают зоны мозга. Отвечающие за фонетическое восприятие речи. А чтение – это сложный процесс, когда мы сначала анализируем слово, а затем, опираясь на графическое изображение звуков, которые мы слышим, собираем его вновь. Поэтому, когда мы начинаем учить ребёнка читать слоги, минуя этап фонетического разбора, наш маленький ученик никак не может сообразить, как сливаются согласный и гласный звуки. Это происходит потому, что без специальной подготовки он воспринимает слог как единое целое и не может разложить его на составляющие. Даже с детьми, легко обучающимися чтению, крайне важно проводить работу над звуковой стороной речи. Иначе у детей в дальнейшем возникнут трудности при письме. Дошкольный возраст – самый оптимальный возраст для знакомства и понимания звукового анализа слова. И если правильно пройти с детьми этот подготовительный этап, то можно выиграть сразу же несколько «призов»:
• У детей лучше разовьётся фонематический слух, т.е. умение слышать в потоке нашей речи звуки;
• На этой основе дошкольник плавно перейдёт к чтению;
• В будущем имеется большая вероятность грамотного письма;
• Ребёнок будет больше проявлять интерес к русскому языку, а через него к чтению настоящей литературы.
Первые игры со звуками хорошо проводить в семье, когда ребёнку уже 3,5 – 4 года. 
Вот несколько игр на выделение в словах гласных звуков. Их дети начинают выделять довольно рано. Наиболее легкие в определении звуки А, У, О, И. Написание их дети тоже, как правило, запоминают рано. А затем можно приступать и к согласным.

Игра № 1

«Кто ведущий?»
Рассмотрите текст в любой книге с достаточно крупным шрифтом. Обратите внимание на то, что слова похожи на построившиеся в колонны спортсменов или на вагончики поезда, где первая буква как бы является ведущей. В каждом слове свой ведущий. Предложите ребёнку отгадать эти буквы в словах, которые вы будете называть. Звуки надо обязательно интонировать: выделять голосом и протягивать. Вырежьте квадратики с буквами А, У, О, И и предложите ребёнку подставлять ведущий звук в окошечки. Гласный должен слышаться ясно или стоять под ударением. Избегайте слов типа огурец, овечка, где в безударной позиции слышится звук А.

Игра №2

«Звук Ш»
Прочитайте ребёнку короткое стихотворение, где часто слышится этот звук. При чтении его интонационно выделяем:
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, шуршишь!
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Задайте ребёнку вопрос: «Какой звук ты чаще всего слышишь в стишке? – А теперь скажи, как шипит змея – ш-ш-ш – А как шумят листья, когда их колышет ветер?» Затем можно показать картинки, изображающие предметы со звуком «Ш». После этого предложите ребёнку принести игрушки, в названии которых слышится этот звук.
В течение нескольких дней подряд вы подбираете и читаете детям с нужным интонационным выделением потешки, песенки, стишки, загадки, поговорки и т.п.

Игра №3

«Придумай слова со звуком»
Дети должны придумывать по правилам: слова с твёрдым согласным звуком, к примеру «Р» (рыбка, рак, топор…), а затем слова с мягким согласным звуком (якорь, репка, море…).

Не забудьте и о том, что в правилах есть исключения: звуки «Ж, Ш» всегда твердые, а звук «Ч» – всегда мягкий.
Важно разнообразить игры.
В итоге, только играя, используя разнообразный речевой, азбучный материал, чередуя упражнения со звуками и буквами, можно добиться идеального варианта в семье – чтения без принуждения.

 

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я    № 7

Всё о фонематическом слухе

Что такое фонематический слух?

      Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем (звуков, составляющих звуковую оболочку слова. 
     Фонематический слух близок по значению к фонематическому восприятию. 
     Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по восприятию и различению звуков речи, установлению звуковой структуры слова. 
Другими словами, фонематический слух – это способность различать звуки родного языка, отличать согласные звуки от гласных, мягкие от твердых, глухие от звонких. Это умение осуществлять звуковой анализ слов: находить первый звук в слове, последний звук в слове, определять все звуки по порядку, давать характеристику звукам .
      Как формируется фонематический слух на протяжении дошкольного возраста? 
Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам. 
      Уже на третьей-четвертой неделе жизни у ребенка появляется слуховое сосредоточение не только на сильный звук, но и на речь взрослого. 
       В 5 месяцев ребенок различает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию, обращенной к нему речи. Примерно с 6-7 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные звуки, слоги. В 1 год ребенок произносит отдельные облегченные слова (дай, бах, мама и т. д.) К концу первого года жизни, по данным Н. Х. – Швачкина, слово впервые начинает служить средством общения, быстро расширяется запас понимаемых слов. 
      К 2-м годам ребенок может обозначать свои действия словами и двухсловными предложениями, затем появляются трехсловные предложения, ребенок начинает употреблять прилагательные и местоимения. 
     Именно тогда, когда слово начинает служить средством общения и ребенок начинает активно этим пользоваться, исследователи детской речи (Н. Х. Швачкин, А. И. Гвоздев) констатируют, что фонематический слух оказывается сформированным. 
      Итак, к 2 годам жизни ребенка, по данным специалистов, фонематический слух сформирован у нормально развивающегося малыша. 
      Далее фонематический слух продолжает развиваться и совершенствоваться. 
     В младшем дошкольном возрасте (примерно от 3 до 5 лет) под воздействием обучения начинает формироваться фонематическое восприятие – умение целенаправленно воспринимать и различать в речевом потоке отдельные звуки речи, их особенности. К этому времени у ребенка в норме заканчивается формирование правильного звукопроизношения. 
      Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки отдельных фонем и отличает их от других. 
      Этот период является сензетивным для обучения детей звуко-буквенному анализу, операциям мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различные звукокомплексы: сочетания звуков, слоги, слова. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности », особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы. 
При помощи длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети постепенно овладевают грамотным чтением и письмом. 
     С развитием фонематического восприятия развивается навык слухового контроля за своим произношением. 
                             В чем значение фонематического слуха? 
1. От определенного уровня развития фонематического слуха от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков зависит формирование правильного произношения звуков. По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слогового строения речи. 
Исправление дефектов произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. 
У детей с недоразвитым фонематическим восприятием отмечается незаконченность процессов артикулирования (отсутствие в речи тех или иных звуков, замены звуков, нестойкое употребление звуков в речи, искажения звуков.) 
2. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, суффиксы, слова сложнослоговой структуры. В норме развивается лексико-грамматическая сторона речи, отсутствуют грамматические ошибки. 
3. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Для того чтобы ребенок усвоил навыки чтения, письма, а также избежал многих ошибок, его следует обучить звуковому анализу и синтезу – высшей ступени развития фонематического восприятия. В свою очередь звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. 
Рекомендации родителям по развитию фонематического восприятия ребенка как важного элемента подготовки к школе. 
Вначале надо обязательно отметить, что вся работа по формированию фонематического восприятия в детском саду строится в соответствии с программой воспитания и обучения детей, а также согласно методикам по обучению детей грамоте. Ориентируясь на задания специалистов, важно проявлять и свою инициативу, занимаясь с ребенком дома. 
В настоящее время существует много литературы, адресованной родителям для занятий с детьми дома. Можно посоветоваться с воспитателями, логопедом д/с по приобретению определенного пособия для работы со своим ребенком дома, начинать заниматься. 
Важно быть дружелюбным и уважительным к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Как правило, в книгах представлены игры и упражнения разной степени сложности. 
Что необходимо рассказать ребенку прежде всего? Прежде всего объясните, что наша речь состоит из слов, а слова – из звуков. Если хотя бы один звук исчезнет в слове, то оно будет обозначать совсем другой предмет (крот-рот; снаряд – наряд и т. д.) То же произойдет, если неправильно произносить звуки (рак – лак, лук-жук) Поэтому важно хорошо слышать и произносит все звуки. 
Легче других произносятся гласные звуки: А, У, О, Ы, И, Э. Гласные звуки всегда произносятся с более или менее открытым ртом. Губы, язык, зубы «не мешают» голосу проходить через рот, не преграждают ему путь. 
Гласный звук можно долго тянуть, петь. 
Когда мы произносим согласные звуки, струя воздуха встречает на своем пути преграду : язык, губы, зубы, которые принимают положение, необходимое для определенного звука. 
Покажите ребенку, как произносятся звуки М, Б, Д, Р, 
Произносите отдельные звуки четко с несколько утрированной артикуляцией. Называйте согласные звуки без призвука Э – не ЭМ, не МЭ, а чистый звук М, так, как он звучит в конце слов ДОМ, СОМ, КОМ. 
Объясните ребенку разницу между глухим и звонким звуком: при
произнесении звонкого звука голос участвует в его образовании, а при глухом звуке – нет. 
Приступая к изучению нового звука, показывайте ребенку букву, которой этот звук обозначается. Ребенок постепенно усвоит, что звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем.

 

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я    № 8

Рекомендации по развитию речи детей 3 – 4 лет

Воспитание звуковой культуры речи

        Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия. Для развития артикуляционного аппарата можно использовать артикуляционную гимнастику, звукоподражательные слова, голоса животных.(например, дать ребёнку музыкальные инструменты-дудочка и колокольчик, дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь»; корова мычит и т.д.). Для развития силы голоса можно попросить ребёнка  громко помяукать (мама кошка) и тихо (котятки ).

                                               Развитие словарного запаса.

      Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, так как не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями. Таким образом, ребёнку необходимо показать, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия.Для этого нужно научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их (отвечаяна вопросы: «Что это? Кто это?»), видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (Какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека

( «Что делает?Что с ним можно делать?»). Такое обучение можно провести в играх «Что это?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?».

      Далее от называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) можно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике (например « Кто больше скажет слов о яблоке?Какое оно?»).

       При рассматривании разных предметов или картинок с предметами ребёнок учится сравнивать и называть слова с противоположным значением (антонимы): эта кукла большая, а та …маленькая, карандаш длинный и короткий, лента узкая и широкая, дерево высокое и низкое, волосы у куклы светлые и тёмные.

      У детей 3-4 лет формируются понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка –это одежда; кукла, мяч-это игрушки; чашка, тарелка – это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (поезд – окна, вагоны, колёса).

     В этом возрасте дети учатся понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит – рыба … плывёт; дом строят –суп …варят; мяч сделан из резины, карандаш …из дерева.

     При рассматривании предметов или картинок ребёнка можно познакомить с многозначными словами: ножка стула-ножка стола – ножка у гриба; ручка у сумки –ручка у зонтика – ручка у чашки ; иголка швейная – иголка у ежа на спине – иголка у ёлки.

     В целом словарная работа направлена на то, чтобы подвести ребёнка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием.

                          Формирование грамматического строя речи.

             В развитии грамматического строя речи  занимает развитие понимания и использования в речи грамматических средств и активный поиск ребёнком правильной формы слова.

          Например, в играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платьярубашки).

Использование пространственных предлогов (в, на, за, под, около) подводит ребёнка к употреблению падежных форм (в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати). Можно поиграть с ребёнком «В прятки», что поможет освоить эти грамматические формы(игрушки прячутся в разных местах, а ребёнок находя эти места правильно называет слова с предлогами).

     Играя с ребёнком в игру «Кто как голос подаёт?»(воробей чик-чирик-чирикает, утка кря-кря-крякает, лягушка ква-ква-квакает) знакомим со способами образования глаголов. А на материале названий игры на музыкальных инструментах ребёнку показывается способ образования глаголов с помощью суффиксов (на барабане-барабанят, на дудочке-дудят, на трубе- трубят, а на гитаре и гармошке играют). «Что будет делать зайчик, если возьмёт в руки  барабан? Дудочку? Трубу?»-такие вопросы подводят малыша к пониманию, что игра на музыкальных инструментах – это действие, имеющее своё название.

      Различные способы образования глаголов можно  закрепить в играх «Кто что делает», «Кто больше назовёт действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?»,  «Какие профессии ты знаешь? Что делает учитель? Строитель?». В игре «Что? Где? Когда?»  можно задавать вопросы в трёх вариантах: «Что ты делаешь в группе, зале, дома?», «Где ты  играешь, спишь, умываешься?», «Когда ты здороваешься, прощаешься, раздеваешься?». Такие игры можно проводить на улице, спрашивать о временах года, о знакомом ребёнку окружении.

      В работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений – простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает ребёнку заканчивать предложение, начатое взрослым. Например, игра «Что умеет делать Саша?». Взрослый начинает: «Саша умеет …пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть,вытирать)». Также можно предложить  малышу картинки, а малыш называет действия персонажей, видимые и воображаемые, т.е. перечисляет однородные члены, составляя предложение по картине.

     Таким образом, взаимосвязь всех сторон речи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарной работы) является предпосылкой развития связной речи.

      Развивать связную речь ребёнка можно при пересказывании литературных произведений( воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, а затем вместе с ним(взрослый называет одно слово или фразу, а ребёнок заканчивает предложение)и, наконец самостоятельно), рассказыванию по картине, игрушке(сначала ребёнок отвечает на вопросы по содержанию картины, а затем составляет короткий рассказвместе со взрослым, а затем самостоятельно).

        Развивая связную речь ребёнка можно просить его рассказывать об интересных событиях в группе, праздниках, любимых игрушках и т.д.

 

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я    

 Нужно ли учить стихи?

  Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна.

      Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей “Нужно ли учить стихи?”. Как развивать память наших детей? Как научить их помнить события, названия предметов, вещей, действий? В развитии памяти ребёнка поможет заучивание стихотворных строк. Пусть это будет небольшое четверостишие, но с помощью этих четырёх строк ребёнок начнёт развивать память.

          Рождается слово.
Рождается слово. Рождается стих, 
И я вместе с ними рождаюсь, 
Полжизни живу среди множества книг, 
Как с близкими, с ними общаюсь. 
Поэты, писатели разных веков 
Со мной постоянно повсюду. 
Они где-то там – далеко, далеко, 
Но все-таки рядом. Вот чудо! 
Я много читала, Я много прочту, 
Пойму что-то важное, значит. 
Мне радостно: книги всегда на виду. 
Какая большая удача!
Лилия Охотницкая.
      Многие родители, да и педагоги, уверены, что стихи учить необходимо, потому, что заучивание наизусть стихотворных произведений – самый верный способ развития ребёнка.
     Такой способ развития детей расширяет не только знания об окружающем мире, но и учит воспринимать поэтический слог, его красоту и своего рода музыкальность поэтической строфы. Заучивание стихов улучшает речь ребёнка, формирует не только культуру в общем понимании слова, но и культуру общения с другими людьми. Но главное в запоминании стихов – это развитие детской (да и взрослой) памяти.
    Учить стихи с детьми можно с любого возраста. И чем раньше вы начнёте, тем лучше. Стихотворная форма произведений воспринимается детьми лучше, чем прозаическая. В стихотворении есть напев и мелодия, в прозе – всё монотонно, нет рифмы. Не случайно многие писатели обращаются к изложению своих произведений именно в стихотворной форме. Сказки и рассказы, изложенные в рифме легко воспринимаются и учатся. Вспомните стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Елены Благининой, а также Пушкина и Некрасова. Каждый взрослый наверняка процитирует строчки из произведений этих писателей.
     Многим родителям тяжело учить с детьми стихи. Находится тысяча причин – домашние дела, поездка, да и просто нежелание ребёнка. Можно всего этого избежать, если у вас дома найдутся аудиозаписи таких произведений. Дети, как правило, с удовольствием их слушают и запоминают. При заучивании слов к празднику в детском саду не стоит говорить ребёнку о том, что вы идёте учить стихи. Просто предложите ему подготовить сюрприз Деду Морозу, папе или маме, дедушке или бабушке. Скажите сыну или дочке, что близким людям будет очень приятно получить такой сюрприз – стихотворение. Придумайте историю, в которой ваш ребёнок – артист большого театра и он выступает перед зрителями на сцене. Предложите записать видео – или аудиозапись прочтения стихотворений наизусть вашим ребёнком. Впоследствии ему самому будет интересно слушать или смотреть самого себя.
      К сожалению, современные дети очень мало учат стихов в дошкольном возрасте. И поэтому им тяжело запомнить даже небольшое поэтическое произведение в школе. Родители недоумевают – почему же у их ребёнка в школе такая плохая память? Это всё потому, что до 7-8 лет дети мало учат стихов.
      Многие педагоги советуют учить как можно больше произведений в детском саду, потому что – это самый хороший способ для дальнейшего формирования необходимого объёма памяти школьников.
     Мы, воспитатели, в свою очередь, стараемся дать детям стихи для заучивания каждую неделю. Пусть это небольшие произведения, по 6-8 строчек, но благодаря такому подходу в обучении, у детей будет хорошо развита память. И к школе они уже будут подготовлены в этом плане. Этим мальчикам и девочкам легко будет запомнить правила по русскому языку, формулы в математике ну и конечно – стихи по литературе.
      Хочется выразить благодарность тем родителям, которые заботятся о развитии своих детей и выполняют задания по заучиванию стихов. У нас растут самые одаренные дети!