«Художественно- эстетическое развитие»

Консультации

Художественно- эстетическое развитие детей

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). 

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я    № 1

Как развивать творческие способности у детей?

       Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности. Важным моментом художественного развития детей является условия, при которых задается общее направление, согласованность воспитателей и родителей. И в детском саду и дома ребенок должен чувствовать себя членом близкого ему коллектива. Он должен знать, что его труд это частица большого и интересного дела, которое приносит радость всем. 
     Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
      Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
     Художественное детское творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.
      Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка с взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.
     Литературное детское творчество: первые элементы появляются у ребёнка в возрасте 3 лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное детское творчество является частью игры: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.
     Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества).
      Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Оно, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы его проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.
      В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?
Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся к мнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери. Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально на ту или иную музыку. Именно эмоциональная окрашенность музыки заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать под мелодичную, спокойную музыку. Благодаря этому в дальнейшем у ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух.
Позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года). Это связано, со способностью ребенка держать, карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы. Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.
      Как развивать творческие способности ребенка.
Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:
•Развитие воображения. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры когда ребенок представляет предметы которыми играет (берет кубик и говорит, что это — стол, а может — это чашка).
•Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность — способность принимать и создавать новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.
Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотри на облака, на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа. Нарисовать круг, пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет, на что это может быть похоже.
          Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
2. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Как создавать развивающую среду. Когда мы хотим обучить ребенка читать, мы покупаем кубики с буквами, вешаем, буквы на предметы чтобы он их хорошо запомнил. Также чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он сможет это делать свободно, не испортив вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами – пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. п.
3. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
4. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
5. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь — в подсказку. К сожалению, подсказка — распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
6. Давно известно, что для творчества необходимы комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

 

      К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я    № 2

Как развивать фантазию у ребёнка

        Работа с бумагой, будь то рисование, оригами, создание аппликаций или объемных фигур, является превосходным средством для развития у детей творческой смекалки и фантазии. Чаще всего малыши пытаются отразить на бумаге то, что им интересно, поэтому ограничивать их в проявлении творчества не нужно. Если ребенку нравится рисовать или клеить из бумаги одно и то же, это не говорит о том, что у него неразвитая фантазия. Возможно, через множество версий одного и того же малыш просто пытается выразить свое настроение, свое отношение к понравившейся теме или даже подсознательно ищет идеальную форму. Кроме того, повторение одного и того же прекрасно оттачивает технику.
        Развитие фантазии лучше всего начинать с ранних лет, пока психика ребенка гибкая и восприимчивая. Дети, по своей природе, более расположены к тому, чтобы учиться всему новому, фантазировать, импровизировать. Выражая себя в бумажном творчестве, они не придают особого значения тому, насколько правильно соблюдены пропорции рисунка, выдержаны ли размеры склеенной фигуры. Аккуратность и точность придут позднее, когда начнет формироваться пространственное мышление, когда накопится практический опыт и когда ручки освоятся с ножницами, а на первых порах ему важно, чтобы поделка из бумаги была яркой, забавной и нравилась. Поэтому упор в занятиях с бумагой нужно делать по большей части на проявление фантазии.
         Начиная занятия по бумажной пластике, важно спросить у ребенка, что именно он хотел бы сделать. Свобода выражения — вот главное условие для развития фантазии. Не нужно заставлять его делать поделку, если она ему не интересна. Даже если малыш хочет рисовать, а не склеивать фигурки, его желание следует уважать. Тем более что художество вполне можно соединить с созданием аппликации или объемной игрушки, ведь сначала необходимо нарисовать заготовки. Занимаясь с маленькими детьми бумажной пластикой, родители обычно помогают им: рисуют заготовки, а потом вырезают, чтобы малыш их приклеил. Поэтому, если ребенок захотел непременно рисовать, можно поменяться с ним ролями: пусть он нарисует фигурки сам, а мама их вырежет и наклеит.
        Поскольку начинать занятия бумажной пластикой рекомендуется с самых простых аппликаций и фигур, то сложность работ нужно увеличивать постепенно. Например, если на первом занятии ребенок сделал аппликацию снеговика, состоящую из трех кружочков плюс морковка, руки и метла, то на следующем занятии можно сделать еще одного снеговика, но добавить к аппликации сугроб, солнышко, дерево. При этом нужно позволить малышу самому додуматься до тех элементов, которые могли бы дополнить аппликацию. Это можно сделать при помощи наводящих вопросов: «А где будет стоять наш красивый снеговик? Во дворе? А что еще есть в нашем дворе? Дом? Дерево?» и так далее.
         Очень хорошо помогают фантазировать игры в ассоциации. Например, вырезав кружок из желтой бумаги, можно предложить ребенку угадать, что это будет: кто–то захочет сделать из этого элемента солнышко, а кто–то сделает желтые колеса у машинки или пушистого цыпленка.
Вообще, побудить ребенка изобретать можно буквально любыми способами: прочитать ему сказку, а потом вместе с ним сделать сюжетную аппликацию; посмотреть любимый мультфильм, а потом вырезать из бумаги понравившегося мультяшку; придумать фантастическое существо и склеить его из цветного картона и так далее. Даже просто гуляя с ребенком на улице, полезно обращать его внимание на окружающие предметы и предлагать ему представлять их в других ситуациях: «Смотри, машина стоит у подъезда. А давай сегодня сделаем аппликацию, где эта машина будет ехать по городу?» или «Видишь, какое красивое дерево? А ты знаешь, что летом листочки у деревьев всегда зеленые, а осенью становятся желтыми, красными и оранжевыми?     Давай вечером вырежем из бумаги осеннее дерево?». 
           Прекрасным средством для развития детской фантазии являются старые журналы — дайте ребенку стопку глянцевых изданий и ножницы. Вы удивитесь тому, какие разнообразные картины он составит из вырезок!

 

        К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я    № 3

Влияние музыкального творчества на

психоэмоциональное состояние ребенка

 

     Музыкотерапия — как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка.

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

      Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

     Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы.      Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

     Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

     Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.

     Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно себе представить.

     Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.

    Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря, с каждым годом увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. Всему этому способствуют всевозможные программы, имеющие учебно-дисциплинарную направленность, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

     Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия

     Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора — мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» — способность находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полюсной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора, пошла традиция, сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом.

    Вслед за Пифагором Аристотель полагал, что способность музыки воздействовать на душевное состояние слушателей, связана с подражанием тому или иному характеру. Музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся: иные лады вызывают в нас уравновешенное настроение.

В античных источниках мы находим множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, достигнутых при помощи музыки. Согласно воззрениям древних, ритму пульса соответствовало то или иное заболевание, а ритмы эти располагались по порядку музыкальных чисел. У средневекового итальянского теоретика музыки Джозефа Царлино мы находим свидетельства, как некто Сенократ звуками труб возвратил безумным прежнее здоровье, а Талет из Кандии звуками Кифары изгнал чуму. Пророк Давид своим пением и игрой на кифаре излечил библейского царя Саула от приступов тяжелой депрессии.

     По преданиям, суровый царь Лакедемонян одобрял и даже сам сочинял музыку, и его войска никогда не шли в бой, если предварительно не были воодушевлены и подогреты звуками воинских труб и дудок.

    Знаменитый оратор Гай Гракх всегда, когда выступал перед народом, держал позади себя раба-музыканта, который звуками флейты давал ему верный тон и ритм речи, умеряя или возбуждая дух красноречия своего господина.

    Певец Орфей мог своим пением смягчить души не только людей, но даже диких зверей и птиц. Врач Асклепиад звуками музыки усмирял раздоры, а звуками трубы восстанавливал слух глухих. Пифагорец Дамон своим пением обратил юношей, преданных вину и сластолюбию, к жизни умеренной и честной.

     Слушание музыки, исполняемой на митре, по мнению древних греков и римлян, способствовало процессу пищеварения. Римский врач Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов ядовитых змей.

     Демокрит рекомендовал слушать флейту при смертельных инфекциях. Платон предлагал от головных болей лекарство, состоящее из набора трав. Лечение сопровождалось пением магического характера. Считалось, что без пения и музыкального сопровождения лекарство теряло свои лечебные свойства.

    В середине века практика музыкальной психотерапии была тесно связана с широко распространенной в то время теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки.

      Согласно А.Кирхеру, немецкому ученому-музыканту, психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле. Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка, оказывает оздоровительное воздействие.

Начало нынешнего этапа развитие музыкальной психотерапии берет с конца 40-х годов, когда во многих странах западной Европы и США стали организовываться музыкально-психотерапевтические центры и школы в Швеции, Австрии, Швейцарии, Германии.

    Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.

       Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

    Музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, способствующих формированию богатой эмоциональной сферы, и практических занятий и упражнений, способствующих нормализации психической жизни ребенка. Музыкотерапия предусматривает как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (музыкальные произведения), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов (психогимнастика, логоритмика).

    Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитие музыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.

    Организация занятий музыкотерапией требует от педагога и музыкального руководителя специального психологического образования, знания основ общей и клинической психологии, наличия музыкального педагогического образования.

    Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

     Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.

Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями, «конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.

       Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

      Если воспитатель имеет определенный навык, он может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

 

Консультация №4

Роль музыки в развитии дошкольников

             Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру. Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания. Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить еѐ основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции. Важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

  • Развитие музыкальных и творческих способностей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
  • Формирование начала музыкальной культуры, помощь в формировании общей духовной культуры;

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. Организация музыкальной деятельности в детском саду. Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания. Основная цель музыкального воспитания ребенка — получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения.         Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей «творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.» развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного еѐ осуществления.

           В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности:

* ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;

* музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;

* чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке — это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение музыкальной культурой. Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье. Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у дошкольников необходима помощь родителей. Семья — первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психологическом развитии ребенка и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общения. Поэтому педагоги дошкольного учреждения должны установить взаимодействие, и совместную работу для полноценного развития ребенка. Все семьи имеют разный уровень социальной культуры. В одних с уважением относятся к музыке, стараются дать детям музыкальное образование, развить их способности. В других семьях музыкальное воспитание ставят на задний план.

Важной задачей, стоящей перед образовательным учреждением и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Для этого нужно проводить консультации для родителей, знакомить их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями дети должны принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях. Помощь семьи, несомненно, необходима в процессе музыкального воспитания ребенка, но главным здесь остается детское образовательное учреждение, которое должно способствовать полноценному развитию личности ребенка и его музыкальной культуры, направить его таланты и способности в нужное русло.

Для комплексного музыкального развития детей составляется программа занятий для каждой возрастной группы в отдельности. В основании этой программы могут лежать различные методики, которые выбираются преподавателем на свое усмотрение, но все они должны быть направлены на развитие ребенка, вовлекать его в «музыкальный мир». В программе занятий также должны присутствовать основные виды музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмическое движение, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах. Занимаясь музыкальным воспитанием, важно также помнить и об общем развитии детей. Коллектив детского сада также должен сотрудничать со специалистами музыкальной школы, это поможет разработать наиболее эффективную методологию для проведения занятий по музыкальному воспитанию. О необходимости систематического музыкального воспитания детей с раннего возраста говорил В. М. Бехтерев. В своих работах, посвященных этому периоду детства, он писал о том, что именно период «первого детства» является самым благоприятным для развития внимания, ощущений, чувственной сферы.

Вот почему главной целью музыкального воспитания должно быть развитие музыкального слуха ребенка в пении и слушании музыки. Должны также соблюдаться два основополагающих принципа музыкального воспитания детей: учѐт реакции со стороны ребенка и соблюдение строгой соразмерности в музыкальных впечатлениях. Правильно организованное музыкальное воспитание позволяет детям приобрести навыки в сфере чувств, ума и воли, поэтому от детальной разработки вопросов музыкального воспитания с раннего детства в значительной мере зависит нравственно-эстетическое развитие человеческой личности. Музыкальные занятия могут базироваться на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее развитие ребенка в процессе занятий. В процессе занятий в группах раннего музыкального развития решаются важнейшие задачи в развитии ребенка.

Музыка оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности ребенка: на формирование его умственных, физических, творческих способностей. Специально созданный и подобранный материал создает яркую основу для занятий.

Целью работы является общее психическое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.

Задачи:

-способствовать раннему развитию ребенка через комплексную музыкальную деятельность;

— помочь детям младшего дошкольного возраста в увлекательной игре войти в мир музыки; ощутить и пережить ее чувственно;

— создать предпосылки к формированию творческого мышления;

— способствовать практическому усвоению музыкальных знаний;

— формирование готовности к дальнейшему обучению;

-развитие навыков общения и соучастия: контактности, доброжелательности, взаимоуважения;

— формирование у детей качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия.

Работа с детьми должна соответствовать современным требованиям, включать в себя новые разработки. Она должна иметь развивающий характер, быть ориентирована на общее и музыкальное развитие ребенка в процессе овладения им музыкальной деятельностью. Должны быть учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми. Содержание должно быть ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка.

Необходимо, оснащение практическими материалами и пособиями для индивидуальных и групповых занятий:

1) Подвижные игры, развитие крупной моторики, развитие координации движений и концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование двигательных навыков, коррекция речи в движении (проговаривание, подпевание, формирование речедвигательных навыков), выработка слаженности действий в коллективе, развитие навыков социального взаимодействия, развитие совместной продуктивной деятельности.

2) Развитие мелкой и крупной моторики, развитие моторики пальцев, кистей рук, с помощью пальчиковых игр происходит обучение счету.

3) Развитие слуха, голоса, простейшее интонирование (голоса животных, звуки природы, забавные слоги), развитие звуковысотного,  динамического, тембрального слуха, пение и движение, инсценировки, элементарная голосовая импровизация.

4) Физическое развитие, развитие культуры движений, оздоровительная работа, укрепление организма ребенка, формирование мышечного корсета, развитие дыхательной и сердечно — сосудистой систем. Развитие координации движений, концентрации внимания, ловкости, уверенности в себе. Развитие способностей к двигательному творчеству.

5) Знакомство с музыкальной грамотой, слушание музыки, обучение игре на шумовых и звуковысотных инструментах, знакомство с нотами и клавиатурой, обучение игре на инструментах: металлофоны, ксилофоны, синтезаторы, фортепиано, знакомство с музыкальными инструментами — как детскими, так и инструментами симфонического и народного оркестров (звучание, иллюстрации), музицирование, игра в мини-оркестре (дети и родители), слушание музыкальных произведений, эмоциональное переживание музыки в пластических импровизациях.

6) Развитие творческих способностей, воображения, озвучивание и инсценировка сказок, стихов, пластические этюды и двигательные импровизации в процессе активного слушания музыки, инструментальное музицирование, импровизации на шумовых и детских музыкальных инструментах.

7) Звукотерапия, освоение детьми элементарных приемов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (упражнения на релаксацию, на формирование правильного дыхания, оздоровительные техники).