На этой страничке я предлагаю вашему вниманию подборку конспектов занятий по различным образовательным областям, которые я использую в своей работе с дошкольниками.
Конспект занятия по рисованию
«Новогодние шары»
Конспект занятия по художественно — эстетическому развитию
Составила воспитатель: Новикова Любовь Викторовна
Цель:
Приобщать детей к творчеству, создавать праздничное настроение, учить делать украшения своими руками
Задачи:
Образовательные:
— формировать умение рисовать
-закрепить знание цвета
Развивающие:
-развивать мелкую моторику, воображение
Воспитательные:
-воспитывать интерес к народным праздникам, интерес к творчеству
-создать у детей положительно-эмоциональный настрой, раскрепостить
-воспитывать аккуратность в работе.
Предварительная работа:
-заучивание песен и стихов о ёлке
-чтение художественной литературы «Ёлка» Сутеев., «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз» В. Бианки., «Четыре художника» Г. Скребицкий.
Используемый материал:
Гуашь, ватные палочки, готовые вырезанные из красного картона круги-шары, атласные ленты, кисти, тряпочки, ёлка, поставки под кисти, подносы.
Дети в группе убирают игрушки.
Воспитатель: Что бы ваши пальчики лучше работали нужно их размять.
Пальчиковая гимнастика:
Ёлка быстро получается
Если пальчики сцепляются
Локотки ты подними
Пальчики ты разведи
Ёлочку украсим
Шарики, фонарики и флажки
И на нашей ёлочке огоньки
Воспитатель: Ребята, скоро Новый год. Это волшебный праздник. Что нужно не забыть сделать перед Новым годом?
Дети: Ёлку нарядить, украсить группу.
Воспитатель: Да, ребята, а время-то у нас волшебное и может сейчас произойти чудо.
Закроем глаза и я скажу волшебные слова, вдруг у нас получится:
Ши-ши-ши – сидим в тиши,
Ёлка в гости к нам спеши
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, к нам в гости пришла ёлка. Какая она пушистая красивая. Давайте порадуем нашу ёлку и прочтем для нее стихи (3 ребенка читают стихи)
Папунова Катя
1)Пригласили ёлочку
Мы на новый год
А она сказала нам:
К вечеру придет.
Перлов Денис
2)Ёлочка – красавица
Веточки зеленые
А на ней качаются Шары золоченые.
Галушкина Катя
3)Ёлке нравится у нас
Ёлка наряжается
Вспыхнут лампочки сейчас. Праздник приближается.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошие стихи прочитали. Но знаете, что — то у нашей ёлки не так, чего – то не хватает.
Дети: На ёлке нет игрушек.
Воспитатель: И, правда, а чем же ёлку наряжают?
Дети: Шариками, фонариками и т. д.
Воспитатель: Давайте и мы украсим нашу ёлку шариками. Мы с вами их нарисуем. Скажите, а каким цветом могут быть шары? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте сядем за столы и я расскажу вам, как мы будем раскрашивать шары. Посмотрите внимательно на доску. На одном шаре нарисованы, какие линии?
Дети: Волнистые линии
Воспитатель: А на другом шаре?
Дети: Прямые.
Воспитатель: Посмотрите, на одном шаре есть точки, а на другом нет. Ребята наступает год петуха, а что петух любит?
Дети: зёрнышки.
Воспитатель: А каким цветом зёрнышки?
Дети: Жёлтые
Воспитатель: Молодцы. Я беру волшебную палочку, окунаю в непроливайку, аккуратно беру краску, прижимаю и отпускаю. Пока я буду показывать, все только смотрят на меня. Получаются жёлтые точки. Красиво?
Дети: Да.
Воспитатель: А сейчас каждый из вас берёт свою кисточку и со мной вместе, нарисуем линии в воздухе. Хорошо. Вспомним, как мы пользуемся кисточкой. Берём за рубашечку окунаем в непроливайку, лишнею воду вытираем о тряпочку. А потом берём аккуратно краску и рисуем. Теперь приступаем самостоятельно к работе. Когда нарисуете линии, не забудьте нарисовать точки.
Воспитатель: Ребята, а шар выберете сами, какой будите рисовать.
Волшебство получилось, как в сказке.
А теперь давайте поиграем и немного отдохнем:
Физминутка: Наша ёлка высока – Дети поднимают руки
Достает до потолка – встают на носочки
Ай, да ёлочка у нас погляди – руки на пояс наклоны вправо – влево
Огоньками, ёлочка посвети – имитируют огоньки кистями рук
Будем мы у ёлочки танцевать – танцуют
Что бы в гости ёлочка к нам пришла опять – покружиться
Воспитатель:
Пойдемте, украсим нашу ёлку (дети вешают шары на елку) Какие красивые шары у нас получились.
Посмотрите, под елочкой что – то лежит, давайте посмотрим. Ой, да это подарок там угощение. Наверное, это наша ёлочка нас отблагодарила. Мы ей помогли нарядиться, а она нам за это угощенье преподнесла.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята что мы сегодня с вами делали?
Дети: Наряжали ёлку, рисовали, стихи рассказывали.
Воспитатель: А что нового узнали?
Дети: Рисовали ватными палочками.
Воспитатель: Хорошо мы с вами потрудились, а теперь можно и полакомиться.
********************************************
Комплексное занятие
по теме: « Путешествие с Буратино»
для детей старшего дошкольного
Выполнен воспитателем: Новиковой Л.В.
Сегодня мы совершим с вами путешествие. А что бы узнать куда, вы должны отгадать загадку:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней-
Станешь вчетверо умней.
Дети: Книга.
Ведущий: Вот и сегодня мы с вами совершим путешествие по нашим книгам. Посмотрите, у нас в зале есть книги, портреты писателей и поэтов, ваши рисунки по разным произведениям. Итак, мы начинаем.
( Под печальную музыку входит Буратино.
У него в руках книга с вырванными страницами и ключик.)
Ведущий: Ребята, это кто?
Дети: Буратино!
Ведущий: Буратино, ты почему такой грусный?
Буратино: Да вот в школу собрался, взял книгу, а в ней совсем нет страниц. Что делать – не знаю.
Ведущий: Ребята, а мы можем помочь Буратино? Что мы можем сделать?
Дети: Собрать книгу.
Ведущий: Буратино, а кто же так испортил книгу? Прежде чем мы тебе поможем, ребята расскажут правила общения с книгой.
Буратино: А есть правила?
Ведущий: Да, есть. Кто мне их подскажет?
Дети: (ответ может сопровождаться заранее подготовленными картинками):
-книги надо брать чистыми руками;
-книги нельзя рвать;
-книги нельзя мять;
-нельзя рисовать на книгах;
-нельзя загибать углы.
Ведущий: Ты запомнил, Буратино? А вот теперь мы поможем тебе собрать твою книгу. Ты не помнишь, что было на твоей первой странице?
Буратино: Что – то о сказках.
Ведущий: Наши дети очень любят сказки, и они тебе помогут!
( Капитаны команд по жеребьевке выбирают сказку для своей команды. Сказки две: «Иван- царевич и Серый Волк» и « Царевна – лягушка». Командам необходимо выбрать « волшебные» предметы из сказок и разложить их по порядку, разложить по порядку, рассказав при этом, кому они принадлежат. Предметы могут быть перемешаны с посторонними атрибутами других сказок. Буратино помогает детям. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее и аккуратнее.)
Буратино : А я еще знаю, что в сказках живут разные животные, но они спрятались в кроссворде. Если мы правильно отгадаем его , то в выделенных клеточках появится тот герой, который живет в наших сказках.
(Дети работают с педагогами из противоположной комнаты, время работы – 3 мин. Побеждает команда, отгадавшая больше слов за отведенное время.)
Ведущий: Смотри, Буратино, дети и кроссворды разгадали. А вот и страница ( достает спрятанную где-то в зале страницу). Это твоя? Вот видишь, мы с ребятами нашли тебе первую страницу. А что было на второй?
(В это время на магнитной доске выставляются иллюстрации к произведениям Е.И.Чарушина и В.В Бианки)
Буратино: Вот о них была страница( показывает иллюстрации). О животных.
Ведущий: Значит, о животных. Мы и здесь можем помочь. Сейчас я прочитаю отрывки из этих произведений, а команды должны узнать и назвать рассказ, найти к нему иллюстрацию и портрет автора.
( Ведущий зачитывает отрывки из рассказов Е.И.Чарушина « Про Томку», «Медвежата», «Лисята», и В.В. Бианки « Сова», « Чей хвост лучше?». Дети выбирают нужный портрет и иллюстрацию из нескольких предложенных.)
Ведущий: Смотри, Буратино, а это не твоя ли страница? Вот мы и нашли вторую страницу! Ребята, а какое время года у нас сейчас на улице?
Буратино: Осень.
Ведущий: А вот и нет. Ребята знают, что сейчас весна. Они подготовили к ней стихи.
( Каждая команда рассказывает по два стихотворения о весне, указывая его название и автора).
Ведущий: Наши ребята не только стихи знают, но и весенние песни.
( Команды показывают свои музыкальные номера.)
Ведущий: А вот и твоя страница, Буратино!
Буратино: Как хорошо! У меня уже есть страницы о сказках, о животных, о весне. Но я помню, что были еще какие-то. А вот о чем не помню( думает). Ой, вспомнил, у меня была страница о детях!
Ведущий: Хорошо, вот сейчас наши команды покажут небольшие сценки из детских рассказов, а соперники должны узнать, что это за рассказы, назвать их и показать портрет автора.
( 1-я команда показывает сценки из рассказов Н.Н. Носова « Огурцы», «Живая шляпа», « Заплатка», 2-я команда показывает сценки из рассказов В.А.Осеевой « Три сына», «Синие листья», « Волшебное слово»).
Буратино: А вот и моя страница! Спасибо вам, ребята!
Ведущий: Буратино, что за последняя страница у тебя была, я наверное, знаю. Она была о том, как можно сделать книгу самим. И наши команды хотят показать, какие книги они сделали в детском саду.
( Команды показывает свои книжки-самоделки.)
Ведущий: Вот твоя последняя страница.
Буратино: Ребята, большое вам спасибо. А за то, что вы мне помогали, я дарю вам ключик. Только я не помню, что им надо открыть этот ключик!
( Дети вместе с Буратино ищут и находят сундучок, в котором лежат сюрпризы для детей: книги и сладкие призы.)
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие. Я надеюсь, что вы всегда будете любить чтение. А найденные вами книги будут жить у вас в группа.
************************************************************************************
Конспект занятия по экологии
«Жители леса»
(для детей подготовительной группы)
Составила воспитатель:
Новикова Л.В.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим про нашу планету, кто из вас знает, как она называется? (ответы детей).
Ребята, а вы знали, что Земля является домом не только для людей, но и для диких зверей. И не нужных жителей на Земле не бывает. А обращали ли вы когда – нибудь внимание на то, что в природе существуют много различных красок, и почему окружающий нас мир такой пёстрый. Вам всем, когда вы были маленькими задавали загадку. Зимой белый, летом серый? Кто это задумывались ли вы, почему одни животные яркие, а другие серенькие, совсем неприметные? (ответы детей)
Итак, мы с вами знаем, что окраска помогает животным спрятаться. Каких вы знаете зверей, которые прячутся благодаря окраске? (ответы детей) Но оказывается не только окраска, но и внешний вид помогает в момент опасности. Угадайте кто это? В густом лесу под ёлками, закутанный листвой лежит клубок с иголками колючий и живой. (ответы детей). Вот ещё хитрец, которого не только трудно заметить, потому что он не ярко одевается, а ещё и защищает себя одеждой. Расскажите, как это происходи? (ответы детей)
Но чтобы тебя не заметили мало быть правильно окрашенным. Многие животные сидят на деревьях, в траве, под деревом и совершенно не шевелятся. Они стараются скрыться от своих врагов. А некоторые животные предпочитают защите-нападение. Пугая они предупреждают: не трогай меня, иначе будут неприятности! Среди них есть и птицы, и насекомые, и звери. Часто в их окраске присутствует красный цвет. А как известно красный цвет- цвет опасности!!!!
Вспомните если взять, например, божью коровку, то на руке появляется желтоватый сок. А если забыли помыть руки и попал сок в рот, то он на вкус горький. Так же и с птицей, которая съест божью коровку. Есть ещё одна пугающая окраска: полосатая. Например, колорадский жук. Если он на виду у всех, то он предупреждает, не трогайте мы опасны. Мы с вами выяснили, что при помощи окраски они могут предупредить об опасности.
Животные в лесу разные и рацион питания у каждого разный. Они называются:
Травоядные – которые питаются растениями.
Хищники – животные, которые едят других животных.
Насекомоядные — кто ест насекомых.
Всеядные – которые едят всё ягоды, грибы, мясо.
Мёртвоядные – которые питаются остатками мёртвых растений, животных.
А когда человек вмешивается в природу, то появляются и безработные.
Давайте сыграем в игру « Цепочка» как в сказке В. Бианки, где объясняются взаимосвязь в природе? Жил был старик, который любил белить чай с молоком. Рядом с ним жила Сова — большая голова. Старику не нравилось такое соседство, он постоянно ругался на сову. Сове это надоело, и она улетела. Старик не горевал: ну зачем ему Сова. И вдруг старик понял, что Сова улетела, и чай не чем стало белить. Улетела Сова, расплодились на лугу мыши, которых она ловила. Мыши стали разорять гнёзда шмелей, шмели улетели не кому стало опылять клевер. А клевер любимая еда коров. Мало клевера – мало молока. Понял старик, почему так всё произошло, пошёл просить у Совы прощения.
После чтения сказки раздать детям рисунки с изображением персонажей (совы, шмеля, коровы, травы) предложить им построить цепочку. Каждый участник цепочки должен объяснить, почему он находится именно в данном месте, как связан со своими соседями. Эта сказка нам показала связь между человеком, животными, растениями в окружающем мире, мы с вами увидели, что всё взаимосвязано.
Мы сегодня с вами узнали о лесных обитателях, и сейчас я хочу проверить ваше внимание, сыграв в игру « кто я?». Прикрепить табличку с изображением животного на спину ребёнка, не показывая ему.
Все ребята видят эту картину. Игрок с табличкой задаёт наводящие вопросы, чтобы отгадать, « кто он». Дети могут отвечать только «да», « нет», « может быть», « не знаю». Таким образом, мы с вами в очередной раз убедились, что в природе всё взаимосвязано.
&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&
Конспект занятия по математике
«Тайна волшебного сундучка»
(для детей подготовительной группы)
Составила воспитатель:
Новикова Л.В.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
-Формировать навыки вычислительной деятельности;
-упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10, в счете через 1;
-упражнять в установлении равенства между числами;
-закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры и линии.
Развивающие задачи:
-развивать воображение, смекалку, зрительную память, логическое мышление, внимание.
— способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
— Воспитывать интерес к математическим знаниям;
Демонстрационный материал: сундучок, буквы, название станций, письмо от Феи, геометрические фигуры и линии, песочные часы, мяч.
Раздаточный материал: счетные палочки, карточки с числами.
Ребята, представляете, сегодня я пришла на работу и увидела, что на столе стоит сундучок. Хотела его открыть, но он не открывается. Я очень расстроилась. Потом увидела записку, давайте ее вместе прочитаем:
«Дорогие ребята, этот сундучок для вас, а что там вы сможете узнать, открыв его. Но он открывается не ключом. Вам нужно отправиться в путешествие по математическим станциям, где я приготовила вам разные задания. Вам надо будет складывать, вычитать, сравнивать, решать веселые задачки, думать и размышлять. За каждое выполненное задание вы получите букву. Затем из всех букв выложите слово. Если слово отгадаете правильно, сундучок откроется. Задания эти для самых сообразительных и находчивых»!
Ну что, ребята, отправимся в путешествие? Не боитесь трудностей?
Вы любите путешествовать? (ответы детей)
Я тоже очень люблю путешествовать! А поедем мы на поезде. Сейчас я выберу с помощью считалки машиниста и отправимся в путь. (считалка «Лунтик») Машинист выбран, он занимает своё место. А что же надо пассажирам, чтобы они тоже заняли свои места в вагоне? (ответы детей). Правильно – билеты.
Уважаемые пассажиры! Берите билеты и занимайте в вагонах свои места.
Вы заметили, что билеты необычные. Как же узнать. Какое у вас место? (ответы детей) Конечно, нужно решить пример.
билеты – это карточки с написанными примерами на сложение и вычитание, а на стульях карточки с ответами.
Дети решают примеры и находят свои места. Дети, которые затрудняются, им помогают другие дети.
Ребята, посмотрите друг у друга, правильно ли вы заняли места?
Молодцы! Поехали!
Звучит музыка из песни: «Голубой вагон». Во время поездки детям задаю вопросы на закрепление дней недели.
Внимание! Внимание! Остановка! Ребята, давайте прочитаем название станции? (дети читают)
Станция: «Разминка». Игра: «Вопрос – ответ» с мячом.
Игру проведем в кругу.
Вопросы:
-Порядковый счет до 10;
-обратный счет от 10;
— счет через 1 до 10;
— счет от 4 до 9, от 7 до 2, от 9 до 3;
— назовите соседей чисел 5 ,3, 6, 8;
— назовите предыдущее число чисел 8, 2, 6;
Молодцы! Вы справились с заданием, получаете букву. Какая эта буква?
(ответы детей)
Правильно буква М. Продолжаем наше путешествие! Рассаживайтесь на свои места! Поехали!
играет музыка, я задаю вопросы на закрепление частей суток.
Приехали! Давайте прочитаем название станции?
(Дети читают)
Правильно, станция: «Счетная». Задание будем выполнять за столами. Возьмите себе счетные палочки и рассаживайтесь за столы.
дети берут счетные палочки
Игра: «Веселая сказка».
Сейчас, ребята, я расскажу сказку. Вам нужно будет выкладывать палочки тогда, когда вы услышите название животного. Но вы считаете не животных, а их лапки. Сколько лап – столько палочек. Слушайте сказку: «Жила была Собачка «Данка».
Как- то утром выглянула она в окно и увидела, что на улице замечательная погода! Солнышко светило и ей захотелось пойти погулять. Вышла она на улицу и увидела своего друга «Тишку». Они пошли на полянку. Там они играли в прятки. Им было так весело, что они не заметили, как к ним прилетела ворона и подползла змея. Потом они стали играть все вместе.
Играли долго до самого вечера. Стало совсем темно. Пора домой! Первый ушел «Тишка», потом улетела ворона».
Ребята, кто остался на полянке? Сколько палочек у вас осталось? (ответы детей)
Дети должны вспомнить, что на полянке еще осталась змея
Молодцы, вы отлично справились с этим заданием! Получайте букву! Какая буква? (ответы детей)
Правильно, буква О. Вы заметили, что вам дали две буквы о, значит в слове, которое нужно будет отгадать две буквы о, положите их в нашу коробочку. Продолжаем наше путешествие. Рассаживайтесь на свои места.
звучит музыка, задаю вопросы детям по ориентации в пространстве.
Приехали! Какая же эта станция?
дети читают и называют станцию
Правильно, станция: «Геометрическая». Это задание будем выполнять за столами.
дети рассаживаются за столы
задание с использованием песочных часов
Ребята, у меня в руках песочные часы, сейчас я их переверну и ровно через две минуты песочек в них закончится, вам надо успеть назвать все фигуры и линии, которые я вам покажу.
(дети выполняют задание)
Молодцы, вы справились с этим заданием! Вот вам буква!
(дети называют букву)
Правильно, это буква Л. Положите ее в коробочку. А путешествие наше продолжается.
дети рассаживаются на свои места
звучит музыка, дети подпевают песню
Приехали! Станция: «Отдых»
Ребята, а на этой станции мы с вами отдохнём и физкультминутку проведём, за это тоже будет бука, поэтому надо выполнять все движения правильно
Видишь, бабочка летает, (машем руками)
На лугу цветы считает, раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы).
Ох, считать, не сосчитать! (прыжки на месте).
За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте).
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (хлопки в ладоши).
Даже мудрая пчела, сосчитать бы не смогла (машем руками-крылышками).
Молодцы, хорошо отдохнули, вы получаете следующую букву Д.
Занимаем свои места наше путешествие продолжается, звучит песня, дети подпевают.
Следующая станция: «Шутки – загадки»
(дети читают)
Это задание мы будем выполнять в кругу.
предлагаю несколько логических задач – загадок:
- Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
- Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
- Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
- В корзине было 6 белых грибов и 3 подберезовика. Сколько всего было грибов?
- В корзине лежало 6 грибов, 1 гриб оказался несъедобным и его выбросили. Сколько грибов осталось?
- На кусте распустилось 5 роз. Мама срезала 3 штуки, сколько осталось?
- В вазе стояло 3 розы. Мама срезала еще 2. Сколько роз стало в вазе?
Молодцы, вы справились с этим заданием и получаете следующую букву – Ы.
Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями! За каждое задание вы получили буквы. Нам пора возвращаться. Занимайте свои места в поезде.
играет музыка, дети подпевают песенку.
Вот мы и в группе, теперь нам нужно открыть сундучок. А что нам для этого нужно, напомните мне, пожалуйста. (ответы детей)
Конечно, правильно разложить буквы, чтобы получилось слово. Давайте вспомним, какую первую букву мы получили? М Какую вторую? О Их мы получили две. Сразу выкладываю две буквы О.
— Третью? Л
-Четвертую? Д
— Пятую? Ц
-Шестую? Ы
Выкладываю все буквы. Получается такой ряд букв:
МООЛДЦЫ!
Осталось нам прочитать слово. (дети читают слово)
Что-то здесь неправильно, кто найдёт ошибку и прочтёт слово правильно. Дети находят ошибку и получают слово:
МОЛОДЦЫ!
Молодцы! Предложить одному из детей открыть сундучок.
Ребенок открывает сундучок. Там лежит угощение
Ребята, вам понравилось путешествие? Сложные ли были задания?
Хотели ли вы еще отправиться в страну Математики? (ответы детей)
Угощайтесь, пожалуйста!
**********************************************************************************
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы»
(для детей средней группы)
Программное содержание:
- Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
- Закрепить понятие «зимующие» птицы.
- Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
- Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
- Активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зайца, белки, лисы, волка, воробья, вороны, снегиря, синицы; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц; конверт.
Раздаточный материал: половина листа бархатной бумаги с моделями видов питания зимующих птиц, птицы: воробей, ворона, синица, снегирь, разрезанные на части (голова, туловище, хвост).
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, планшет, ковролин, игрушка Сорока.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в группу, в это время влетает Сорока, трещит:
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Сорока.
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Сорока!
Воспитатель: Что случилось, Сорока?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.
Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?
На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?
Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
Спинка зеленовата, животик желтоват,
На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика. (Синица)
Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на ковролин.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему они так называются?
Дети: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель: Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Дети размышляют.
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, ребята.(Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.
Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся их обозначать(выставляет карточку с моделью на планшет)
Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим:
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:
Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:
Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?
Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Говорит таинственным голосом). А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, как играли вороны, хотите, я вас научу?
– Сорока, давай играть вместе с нами.
Физминутка «Вороны»
Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны.
Кар-кар-кар (громко)
Кар-кар-кар (громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.
Кар-кар-кар (тихо)
(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).
Сорока находит под деревом рисунки с перепутанным изображением птиц (ворона – снегирь, воробей – синица):
Дети поднимают рисунки.Сорока: Ой, пока вы здесь играли, я под деревом что-то нашла!
Сорока: Кто же это не пойму?
Воспитатель: Не суетись, Сорока, мы сейчас с ребятами разберёмся. Давайте посмотрим, кто это на картинке. Кому принадлежит голова? Кому принадлежит туловище?
Аналогично рассматривается второй рисунок.
Сорока: Вот теперь я узнаю птиц, как у вас ловко получается. А что это за конверт под деревом лежит?
Дети приносят конверт.
Воспитатель: Кто же его оставил? Давайте сядем на пенёчки. Это конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит?
Воспитатель достаёт части птичек.
Воспитатель выясняет индивидуально у каждого ребёнка какую птицу он выкладывает и почему.Воспитатель: Если сложить части птицы, то получится целая птица. Её нужно посадить на кормушку. А как узнать какую птицу нужно посадить на кормушку? (Есть подсказка – символ). Давайте сложим птичек на кормушках.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте положим птиц в конверт и оставим под деревом. То-то удивится старичок Лесовичок, когда заглянет в конверт, все птицы на своих кормушках сидят. Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже будет нелегко зимой.
Дети угощают Сороку семечками.
Сорока: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания, ребята!
Дети прощаются с Сорокой.
Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!
Итог
– Каких птиц вы повстречали в лесу?
– Как можно назвать их одним словом?
– Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.
- Кого угостим салом?
- Рябиной?
- Семечками?
- Кусочком яблока?